MOOC: будущее образования

Еще в 1890 году коммерческие и академические заочные курсы на такие темы, как гражданское право и стенографии распространялись коммивояжерами. Затем, в 1994 году, используя gopher и электронную почту, Джеймс Дж. О’Доннелл из университета Пенсильвании организовал интернет-семинар о жизни и творчестве Святого Августина Аврелия, который привлек более 500 участников со всего мира. Университеты Великобритании предлагали онлайн курсы, напоминавшие современный MOOC в 2003 году, но были закрыты в течение года.

Появление Широкодоступных Открытых Онлайн Курсов (от англ. Massive Open Online Courses) также известных, как MOOC, в корне изменило систему обучения и оказало серьёзнейшее влияние на высшее образование. В связи с постоянно растущим количеством предлагаемых курсов растёт и число их провайдеров.

Список провайдеров MOOC:

1. EdX – некоммерческое предприятие от Массачусетского технологического института и Гарвардского университета.

2. Coursera – социальное предпринимательство от Стэнфордского университета.

3. NovoEd – венчурная Лаборатория Стэнфорда с особым акцентом на сотрудничество между студентами в реальных проектах.

4. Udacity– эксперимент Стэнфордского университета.

5. Futurelearn – курс под руководством многопартийной институциональной платформы из 17 университов Великобритании.

6. OpenUpEd – первый общеевропейский онлайн курс при поддержке Европейской Комиссии.

7. iversity – междисциплинарные курсы из Берлина.

8. Open2Study  – курсы от нескольких австралийских университетов.

9. Canvas – онлайн курсы для студентов и преподавателей

10. 10gen Education– обучающая онлайн платформа 10gen (компания MongoDB)

Несмотря на то, что многие онлайн курсы находились в свободном доступе многие годы, их качество и количество стало меняться в лучшую сторону именно в течение последнего времени. Доступ к обучающим материалам позволил студентам получить образование такого уровня, о котором они раньше могли только мечтать. Это кардинально изменило подход к обучению. В статье Instruction for Masses Knocked Down Campus Walls в The New York Times Тамар Левин написал «В последние несколько месяцев сотни тысяч мотивированных студентов со всего мира, прежде не имевших доступа к элитным университетам, начали активно пользоваться MOOC, видя в нем путь к получению навыков и высокооплачиваемых рабочих мест без платы за обучение.»

В течение первых 13 месяцев в активного использования MOOC специалисты Coursera зарегистрировали около 2,8 млн. учащихся:

• 27,7% из США

• 8,8% из Индии

• 5,1% из Бразилии

• 4,4% из Соединенного Королевства

• 4,0% из Испании

• 3,6% из Канады

• 2,3% из Австралии

• 2,2% из России

• 41,9% из других стран

Самый сильный положительный элемент MOOC – взаимодействие, обсуждение и обмен мнениями, который никогда раньше не был возможен в классе. MOOC надеется объединить людей из разных стран друг с другом.

Несмотря на то, что польза MOOC очевидна, некоторые все же нашли в системе недостатки. На сайте Insight Higher Ed Джошуа Ким в своей статье Why Every University Does Not Need a MOOC подметил, что предложение таких курсов никаким образом не поднимает статус университета и не приносит ему выгоды.

Также возможно возникновение проблем для студентов с невысокой мотивацией. Участие в MOOC является добровольным и не предполагает никаких штрафов за отказ от курса или отставание по программе. Хотя студент, возможно, получит прекрасное образование, соответствующего диплома об этом у него не будет.

MOOC, как и любой другой тренд, имеет свои возможности и трудности. Большинство из них уходят корнями в классы огромных размеров, а также социальное, расовое и географическое разнообразие студентов. Участвующие студенты сами могут быть преподавателями, научными работниками, бизнесменами, чиновниками, каждый из которых имеет свой ​​собственный склад ума и опыт.

С технической стороны MOOC является одной из довольно редких возможностей для обучения и расширения знаний.

Несмотря на все несомненные преимущества MOOC, всё же возникает вопрос: заменят ли мысли и ценности развитых стран глобальное разнообразие и социально-культурное богатство синтетическим единообразием?

Источники: Scientific American, Technoduet, MOOC List.