Kickstarter – что это?

Если вы не являетесь автором своего личного проекта и не принимаете участие в каком-либо стартапе, то вы наверняка слышали или смотрели презентационные видео-ролики о проектах на сайте Kickstarter. Сегодня речь пойдет о том, что это за сайт и с чем его едят.

Помогать воплощать стартапы в жизнь — основная миссия компании Kickstarter. Организация физически базируется в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. С каждым новым проектом, как признаются авторы сайта, они ощущают огромную радость быть частью чего-то нового, того, что меняет нашу жизнь на благо общества.

Прежде всего, Kickstarter — это сайт онлайн-финансирования стартап проектов, работающий по схеме краудфандинга. Как утверждают сами создатели сервиса, платформа Kickstarter – это новый способ спонсирования разнообразных креативных проектов, начиная от фильмов, игр и музыки до проектов в сфере технологий, дизайна, моды и творчества. Большие и маленькие, охватывающие весь мир и локальные, требующие большого финансирования или малого, имеющие построенную сеть сотрудников или состоящие только из создателей, проекты воплощаются в жизнь с помощью Kickstarter, где сотни и тысячи профессиональных спонсоров-инвесторов или просто заинтересованных в идее людей вкладывают частичку своего “я”.

“Kickstarter финансирует будущее”

– Rolling Stone, американский журнал, издаваемый с 1967 года.

С момента своего запуска в 2009 году на краудфандинговой платформе Kickstarter было профинансировано более 44 000 проектов, в которые вложились более 4,4 млн. (!) человек на общую сумму более чем $686 млн (!). Тысячи стартап проектов привлекают средства на Kickstarter ежемесячно и более нескольких сотен еженедельно.

Каждый проект – это особое творение

Легендарные творцы, такие как Эйнштейн, Ньютон, Бетховен, Уитмен, Твен были достояниями своих веков. Многие из работ величайших гениев получали финансирование не только с помощью поддержки на уровне власти, но, прежде всего, с помощью привлечения денег “меньших” покровителей – толпы, народа. Сейчас (так было и ранее) мы часто называем их жертвователями. В обмен на их поддержку, почитатели-жертвователи могли получить самую раннюю копию или специально изданную работу автора. Подобная модель развития была взята на вооружение и продолжает осуществляться на сайте Kickstarter.

Авторы проектов (среди которых инженеры, изобретатели, инноваторы, а также режиссеры, музыканты, художники, дизайнеры), которых мы видим на сайте Kickstarter, ответственны за свои проекты, лишь они решают, каким их проекту быть, какие фото и видео публиковать, как оформлять текст презентации. Kickstarter в данном случае является платформой и ресурсом, краудфандинговый сайт не участвует в разработке самих проектов. В этом смысле предпринимателям предоставляется полная свобода творчества. Любой гражданин США или Великобритании может запустить свой проект на Kickstarter в случае, если проект отвечает всем правилам, описанным на сайте.

Объединяя свои усилия, авторы проектов  и спонсоры воплощают идеи из эскизов в реальность.

Создатели проекта устанавливают финансовую цель и сроки финансирования. Если человеку нравится проект, он может внести денежное пожертвование, помогая проекту осуществиться. Финансирование на сайте Kickstarter строится по принципу “всё-или-ничего”: для получения средств проекты должны достичь 100%-го исполнения своих финансовых целей. Данная модель может показаться опасной и рискованной, но она оказывается удивительно эффективной в процессе запуска стартапа и сплочения людей вокруг его идеи. На сегодняшний день впечатляющее количество проектов достигло своих целей финансирования: 44% стартапов из всех опубликованных на сайте.

Модель финансирования “всё-или-ничего” может быть лучше традиционных способов инвестирования, так как если проект ориентирован на массовый рынок и не получает достаточное количество спонсоров и откликов, то это является прямым или косвенным показателем невостребованности данного продукта или услуги на текущий момент. Бывают курьезные случаи, когда, наоборот, стартап едва ли ожидает собрать необходимую сумму, и вдруг оказывается, что проект интересен не только хорошо знакомому сегменту рынка, но и кардинально новому, непредсказуемому сегменту; не одному конкретному инвестору, а огромному количеству людей, в результате чего требуемая сумма увеличивается в несколько десятков раз. Таким образом, с помощью краудфандинга автор проекта может уяснить для себя две вещи:

1) актуальность стартапа;
2) востребованность стартапа в условиях массового рынка.

Kickstarter меняет представление миллионов людей во всем мире о науке, технологиях, искусстве.

Разобраться с особенностями публикации стартапа на сайте Kickstarter может каждый. Основными параметрами при этом являются следующие:

  • Владелец проекта должен указать срок финансирования, который он желает установить, и минимальное количество средств, которое необходимо собрать.
  • Если проект не собирает нужное количество средств к определённому сроку, то деньги возвращаются бэкерам.
  • Деньги на платформе собираются с помощью системы платежей Amazon Payments, инициатору проекта требуется счёт в американском или британском банке. 
  • Kickstarter берет 5% от привлечённых средств; Amazon взимает дополнительные 3-5%.
  • Проекты, которые были когда-либо опубликованы на сайте, сохраняются и доступны для просмотра и в оффлайновом периоде кампании. Кроме того, после получения/неполучения финансирования, загруженная информация и материалы о проекте не могут быть отредактированы или удалены с сайта.

Каждый проект на Kickstarter проходит тщательную модерацию. Зачастую, бесперспективные проекты и проекты со слабо выстроенной финансовой моделью и другими уязвимыми моментами сразу отсеиваются и получают отказ. На сайте размешаются потенциально наиболее успешные проекты, к каждому проекту обязательно должно быть добавлено видео, оговорены награды и благодарность спонсорам. К вознаграждениям могут быть отнесены, например, созданные специально для бэкеров открытки, пригласительные билеты, игры, комиксы, книги, гравировки с именами инвесторов и т.п.

К несомненно лучшим и наиболее успешным проектам по количеству привлеченных средств на Kickstarter отнесем калифорнийский проект умных часов Pebble (категория “Дизайн”), получивший финансирование в размере $10,266,845 при количестве жертвователей 68928 человека. Категория “Видеоигры” занимает также верхние позиции рейтинга в шкале успешного финансирования. Такие проекты, как игровая консоль OUYA ($8,596,475 при количестве жертвователей 63416 человека), компьютерная ролевая игра Project Eternity ($3,986,929 при количестве бэкеров 73986 человека). На третьем месте в топ-рейтинге стоит категория “Технологии” или “Техника”, где нельзя не упомянуть про профессиональный 3D-принтер с высоким разрешением ($2,945,885; 2068 бэкеров), шлем виртуальной реальности Oculus Rift ($2437430; 9522 бэкеров) и другие проекты.

Поддержка проекта — это больше, чем просто давать кому-то деньги.

Поддержать проект – значит помочь осуществиться мечте авторов стартапа, помочь им создать то, что они хотят воплотить в реальность и видеть воплощенным в мире. Люди сплачиваются вокруг проектов своих друзей, поклонники поддерживают людей, которым они восхищаются, а третьи просто приходят на Kickstarter вдохновляться новыми идеями. Некоторые проекты занимают больше времени, чем ожидалось изначально, но создатели, которые являются прозрачными в своих целях и не скрывают информации о возможных задержках поставок товаров или услуг, обычно находят полное понимание со стороны спонсоров.

К какой бы категории ни относился проект, платформа Kickstarter остается лидирующим сайтом краудфандинга и самой демократичной платформой.